Библиотека школы №529

Петродворцового района СПб

Проект в школе

 

 

Когда вы последний раз открывали книгу? Не журнал и не газету, а именно книгу? Видимо, времена самой читающей в мире нации для России остались в прошлом. По статистике, в стране сейчас совсем не читают 48% населения. И мы даже не удивляемся, если подрастающее поколение понятия не имеет, сколько томов в романе «Война и мир», потому что они читали его в сокращенном варианте. А на вопрос, кто такой Евгений Онегин, мы слышим долгую паузу, а потом робкий ответ: кажется, певец? Молодые не читают, потому что есть Интернет и масса других удовольствий, а взрослые почему? Банально не хватает времени? Денег? Пропал интерес? И все давно понимают, что читающая страна обречена быть… успешной, а НЕ читающая – деградировать. http://chtenie-21.ru/news/6192

 

Чтение – уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности. Энтузиасты книжного сообщества – библиотекари, педагоги, деятели культуры, книгоиздатели – констатируя, что в России социальная значимость проблем чтения недостаточно осмыслена, стремятся ввести эти проблемы в число приоритетов государственной политики в области культуры.   А нужна ли книга современной молодежи?

Главная проблема чтения молодежи – это качество чтения. Что читать и как, где взять «правильную» и доступную литературу, как воспитать новое читающее поколение – вопросы, волнующие библиотекарей, издателей и других деятелей культуры и образования. 

Специалисты (социологи, библиотекари) отмечают, что в последнее десятилетие в России идет процесс падения уровня читательской культуры молодежи, наблюдается ситуация значительных изменений в их чтении. Мифы о «не чтении молодежи» и «кризисе молодежного чтения» не случайны. Специалисты отмечают снижение статуса чтения молодежи, ухудшение владения родным языком, их речь становится все более примитивной. В молодежной среде нарастает использование англоязычных слов.

Молодежь в России  в начале ХХI века действительно читает, но читает «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Изменились практически все характеристики молодежного чтения:  статус чтения, длительность (время чтения на досуге), способ работы с печатным текстом, репертуар  и мотивы чтения, стимулы, предпочтения. Изменились источники получения печатных изданий, получение информации в целом. Можно сделать вывод, что сегодня имеет место не кризис чтения молодежи, а  смена  модели молодежного чтения.  Черты старой  модели чтения: любовь к чтению, преобладание в репертуаре чтения книг, а не журналов, разнообразный репертуар чтения (книги разных жанров), наличие домашней библиотеки, позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки, существование своего «любимого библиотекаря»). Сейчас чтение молодежи носит эпизодический характер, случайное (неполноценное), круг чтения молодежи деформируется.

Очень тревожит отсутствие хорошей литературной критики, которая давала бы правильную оценку современным произведениям. Педагоги, библиотекари, родители должны расставлять ориентиры для молодых читателей в мире книжной продукции.  Должна вновь возродиться традиция  семейного чтения. Все начинается в семье. Если родители не читают, то ребенок, к сожалению, тоже не будет любить книгу.

 

Пономарева Елена Викторовна обладатель почётного приза проекта "Успешное чтение"

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»